Легенда Yacco

Перевод фрагмента из книги Xavier Chauvin «YACCO L'huile des records du monde»

Материнская компания Hispano-Suiza

В 1904 году швейцарский инженер Марк Биркигт (1878-1953) в партнерстве с двумя испанскими бизнесменами  Damian Marteu и Francisco Seix основал в Барселоне компанию «Hispano-Suiza Fabrica de Automobiles S.A.». Эта амбициозная компания поставила себе целью производство автомобилей класса люкс. В 1911 году фирма решила обосноваться во Франции, в стране с одной из крупнейших автомобильных индустрий в мире.

Первая мировая война временно положила конец мечте Марка Биркигта о расширении во Франции, в то время как завод «Hispano» в Bois-Colombes стал использоваться французским производителем авиационных двигателей Gnome et Rhone.

Несмотря на эти трудности, блестящему швейцарскому технику удалось продать французской армии новые типы самолетных двигателей, с которыми в период до 1918 г. было произведено двадцать пять тысяч единиц техники. Основная часть была сделана по субподряду Renault или Lorraine-Dietrich.

С приходом мирного времени компания столкнулась с внезапным падением заказов. Завод снова вернулся к автомобильному сектору, но надеялся остаться также и в коммерческой авиации.

Создание ОМО

Руководство «Hispano» хотело создать дочернее предприятие для производства станков и дистрибуции инструментов и смазочных масел. Компания «ОМО» (означающее «Outillage et Machines-Outils» (франц.) – «Инструменты и станки») была зарегистрирована в торговом реестре Сены 20 декабря 1920 года. Успешный бизнесмен Жан Дантияк был назначен руководителем новой компании.

Развитие «ОМО» оказалось непростой задачей. Французская промышленность столкнулась с кризисом, грянувшем после 1918 г.  Совсем юная компания пыталась заявить о себе в тяжелых условиях, в то время как большинство ее конкурентов, гораздо более сильных, оказались на грани банкротства.

Доходы первого финансового года

  • Валовой доход: 512 853,00 французских франков (227 526,00 из них выручены за масла).
  • Станки: - 23 706,00 французских франков.
  • Инструменты: - 49 250,00 французских франков.
  • Lubes: + 80 239,00 французских франков.

Рост «Yaccolines»

Компания в основном была сосредоточена на поставках смазочных материалов, в то время как доходы от вспомогательной деятельности быстро снижались. Развитие автомобилей и дорожного транспорта привело к высокой потребности в смазках. Гаражи активно распространялись по обочинам дорог. Авиационная промышленность также требовала качества смазок, отвечающего требованиям более мощных и сложных двигателей, работающих на очень высоких скоростях. Партнер «Hispano-Suiza», ОМО продавала все больше и больше масла под торговой маркой Yacco, имя которой Жан Дантияк сохранил в августе 1920 года (он уже зарегистрировал «Yaccolines» в ноябре 1919 года). Общественности понравилось американское звучание этого слова, происходящего от последнего слога его фамилии.

Продукты «Yacco» быстро завоевали репутацию за свое качество и надежность для профессионалов. Впервые компания экспонируется на автосалоне Salon de l’auto Париже в 1923 году. Жан Дантияк начал выстраивать отношения с автопроизводителями, такими как Salmson, ведущий производитель двигателей и прославленный производитель авиационных двигателей. Он спонсировал сотрудник фирмы, г-на Thevenet. Пилот-любитель, он использовал свой личный Amílcar в местных автомобильных гонках. Окрашенная в цвета Yacco, скромная мотоколяска добилась определенных успехов. Прорицатель, Жан Дантияк рано предвидел растущее значение рекламы через ее лучшую среду: конкуренция.

Неудержимый рост

Компания продолжала расширяться, увеличивая капитал до 2 млн французских франков в марте 1924 года. Изменилось место расположения компании – она переехала в более просторные помещения в Courbevoie. В то же время, совет директоров принял в свои ряды дополнительных членов: Emile Mayen, в качестве нового председателя; Alfred Gerson – нового заместителя председателя и  Jean Lacoste, все они были назначены на шесть лет. Вскоре к ним присоединились Rene Martinat, секретарь, и Pierre Forgeot. Все были ведомы политическим деятелем, в последствии ставшем членом парламента департамента Марна. Харизматический Жан Дантияк сохранил свое лидирующее положение в компании, которое он все еще поддерживал с тем же щегольством. Он мог гордиться тем, что среди ее клиентов была «Voisin», известная французская авиастроительная компании.

Неустанная агитация производителей, неутомимый Жан Дантияк удалось получить эксклюзивные контракты с небольшими брендами, восходящими из нового тренда мотоколясок, таких как «Benjamin», «BNC», «Derby», «Amilcar» или «Vinot-Deguingand». «Magnat-Debon» размещает наклейку на бак своих мотоциклов: "только смазки Yacco". Тем не менее, Жан Dintilhac столкнулся с "непокорными производителями", такими как «Peugeot», «Lorraine-Dietrich» или «Hotchkiss», которые отказались от партнерства с фирмой.

Завод бил рекорды продаж: к примеру, в сентябре 1924 года было продано в общей сложности 2016 ящиков с канистрами, 329 баррелей и 68 кегов (один ящик, как правило, включает в себя от десяти до двенадцати 2-литровых канистр, баррель имеет емкость 200 литров и кег – 60 литров). Оборот продолжил стремительно расти: 1 841 860 франков в 1923 году; 4 577 612 франков в 1924 г. и более 8 миллионов франков в 1925 г. В ноябре 1924 г. Yacco рассмотрел установку нового ультрасовременного производственного участка в Руане. С немеркнущими амбициями, Жан Дантияк в конце года начал переговоры с Андре Ситроен, поставщиком которого был конкурирующий бренд «Mobil». Бренд «Citroen» находился на Quai de Javel в Париже и Yacco очень надеялась на партнерство с "несносным ребенком" французской автомобильной индустрии.

Кульминация

В апреле 1926 года фирма изменила свое название. «ОМО» исчезла навсегда, уступив место новой "Yacco SAF" (Société Anonyme Française (франц.) – акционерное общество). Второе увеличение капитала состоялось в ноябре 1928 года, достигнув 4,5 миллиона франков. Штаб-квартира была перенесена в здание номер 44 по улице Grande Armee в 16-м округе Парижа. В том же году новый завод был открыт в Aubervilliers. В январе 1929 года Луи Биркигт, сын Марка, вошел в состав Совета директоров.

«Voisin» приняла масла «Yacco», так же, как и «Donnet». Смазочные материалы «Yacco-Donnet» и «Yacco-Voisin» продавались через уполномоченных агентов. Изюминкой стала победа Alfa Romeo 6C 1750 Джузеппе Кампари, которая смазывалась Yacco, в гонке Милле Милья в 1929 году.

Если автомобильная промышленность работала хорошо, то авиация не была далеко позади. Партнерство с «Hispano-Suiza» расцвело в полной мере: бренд компании – летающий аист – продавался под своим именем на 20-литровых канистрах Yacco. Жан Дантияк преумножал контакты с «Caudron-Renault», «Farman», «Bleriot» или «Nieuport-Delage». Несмотря на обнадеживающие результаты, у Жана Дантияка были проблемы с заключением больших контрактов с ВВС Франции. В октябре 1930 года Emile Mayen и Alfred Gerson подали в отставку. Marc Birkigt и Pierre Forgeot заменили их и были назначены председателем и заместителем председателя: компания все еще была более тесно связана с областью авиации, которая переживала беспрецедентный рост.

«Voisin» и мировые рекорды

Нонконформист, Gabriel Voisin был, несомненно, одной из самых выдающихся личностей парижского высшего общества в ревущие двадцатые. Среди его близких друзей был Rudolf Valentino, Mistinguett или Le Corbusier, которые часто водили машину «Voisin». В 1925 году эти нетипичные автомобили были первыми транспортными средствами, которые ставили рекорды скорости, организованные «Yacco» на кольце автодрома де Монлери, со скромными 4-цилиндровыми двигателями и обтекаемым корпусом.

«Этот автомобиль ездил с 6 ноября 1925 года по 22 февраля 1926 года, побив "семь мировых рекордов"», – говорилось в рекламе. Его восьмицилиндровый преемник стал еще более амбициозным, ездящий на скоростном кольце с 12 апреля 1927 года по 12 января 1928 г. Он мчался в течение двадцати четырех часов со средней скоростью 182,66 км/час, выиграв часовой рекорд со скоростью 206,558 км/час. Два впечатляющих 12-цилиндров авто ездили с ним. Первый также поставил 19 рекордов в своей категории; вторым был серийно выпускаемый автомобиль, который проехал более 50 000 километров с 7 по 25 сентября 1930 года.

Gabriel Voisin, основываясь на оригинальных технических решениях, коммерциализировал исключительно бесклапанные двигатели, как Panhard или Peugeot для своих самых роскошных моделей. Менее шумные и более гибкие, бесклапанный двигатели потребляли просто астрономические количества смазочного масла: около пол-литра на 100 километров. Столб синего дыма шел из автомобиля, который был, к сожалению, весьма вызывающим! Использование качественного масла имело решающее значение для обеспечения долговечности механизма. Тем не менее, обычные двигатели были далеки от того, чтобы сделать большой шаг вперед и окончательно вытеснили бесклапанные двигатели в конце 1930-х гг.

Успехи «Rosalie»

В начале 1930-х годов, Yacco претерпел ряд разочарований со своими ключевыми клиентами и столкнулась с серьезными финансовыми трудностями: соглашения с «Amilcar», «Donnet» или «Voisin» все были прекращены. В течение нескольких лет, Жан Дантияк общается с Андре Ситроен, который все еще сотрудничает с «Mobiloil». Такси «B14» был испытан в течение длительного периода, используя масло Yacco: оно продемонстрировало меньший износ после его замены на основных механических компонентах. Жан Дантияк получил от Citroën шасси C6 F, чтобы попытаться побить новые рекорды на скоростном кольце Montlhéry. Довольно невосприимчивый к такого рода мероприятиям Андре Ситроен явно предпочитал длинные дорожные рейды, такие как знаменитые круизы. Cesar Marchand, бывший пилот рекордов «Voisin», использовал свою убедительность, чтобы уговорить его принять участие в этом приключении.

Купленное компанией «Yacco» в начале 1931 года шасси C6 F было доставлено в мастерскую Cesar Marchand в Issy-les-Moulineaux, где оно было оснащено обтекаемым алюминиевым кузовом. В состав группы вошли несколько пилотов, которые должны были меняться через каждые 500 км: Raphaël Combette и Louis Leroy de Presale, а также Cesar Marchand и его брат Жюльен. Этот очень особенный C6 F соревновался в D-категории, которая предназначена для транспортных средств с рабочим объемом цилиндров двигателя от 2000 до 3000 см3. Названный "Розали", гоночный автомобиль бросился в гонку с 22 октября по 1 ноября 1931 года. «Розали I» побил четырнадцать международных рекордов, проохав со средней скоростью 108,511 км/час в течение 222 часов 38 минут и 56 секунд.

 

Воодушевленный этим успехом, Жан Дантияк купил шасси от нового C6 G и немедленно подготовил его для той же цели. «Розали II» бежал в течение пятидесяти четырех кругов, с 5 марта по 29 апреля 1932 года, пока не сломался его бакелитовая шестерня. Он вновь установил множество новых рекордов, охватывающих более 100 000 км в течение сорока дней со средней скоростью 104,331 км/час. «Розали II» был первым французским автомобилем, побившем такую ​​дистанцию ​​на столь высокой скорости.

Андре Ситроен был очень обеспокоенный этой инициативой «Yacco», а затем, ликовал после этих обнадеживающих результатов. Он сообщил прессе, что он был готов предложить вознаграждение в 1 млн франков, кто сможет побить «Розали II» к 1 октября. Это было невозможно решить такую задачу в такой короткий промежуток времени, о чем владелец «Quai dе Javel» прекрасно знал. Построенный на базе нового «15 Légère», «Розали III» выехал на трек 6 апреля 1932 года. «Розали III» была переименована в «Розали V», так как в то же время число IV было уделено «Petite Rosalie». «Розали V» продолжает собирать рекорды, сместив неоднократно те, которые были установлены «Voisin» двумя годами ранее. Он продолжал ехать пока «Petite Rosalie» не выехала на трек ...

Когда «Petite Rosalie» стала частью легенды

«Розали IV» появился как самый прославленный представитель линейки. Он использовал наименьшее шасси 8 CV диапазона Citroën и, таким образом, соревновались в категории F. Автомобиль выехал на трек Montlhéry 15 марта 1933 года и в конце концов остановился 27 июля. В течение 133 дней, хрупкий Citroën проехал почти 300 000 км со средней скоростью более чем 93 км/час, подконтрольный пяти маршалам и восьми хронометристам из Автомобильного клуба Франции. 18 марта он был остановлен на шесть часов из-за сильного снегопада. Ему все-таки удалось догнать своих конкурентов благодаря ловкости своих водителей. Оказалось, что это был замечательный подвиг, мастерски приготовленный командой Сезара Маршана.

Как и в предыдущих рекордах, автомобиль должен был нести в багажнике множество запасных частей: сорок свечей зажигания, три клапана, сорок один сектор, запасное колесо, три шприца смазки, три бензиновые шланги, два хомута, два бензиновых насоса, передняя опора двигателя, шесть шланг радиатора, два ремня вентилятора, шесть генераторов, масленка, пружинный суппорт, два кронштейна амортизатора, амортизатор в сборе, две лампы накаливания и стекло к ним, девятнадцать листов рессоры, один половинчатый сухарь клапана и три защелки ...

Феномен «Розали» стал большим через недели. В свете этого быстро растущего успеха Андре Ситроен начал показывать некоторый оптимизм, что побудило Сезара Маршана попытаться достичь отметки в 500 000 км.

Воздействие рекламы

Чрезвычайно талантливый в общении Андре Ситроен решил пышно устроить это событие. Роскошный прием состоялся на гоночной трассе. Он пылко заявил перед журналистами, что он готов предложить 3 млн  франков любому, кто сможет побить рекорд «Petite Rosalie» на 1 июля 1935 года. Автопроизводитель позировал с Жаном Дантияком перед «Petite Rosalie» и тепло обнял Сезара Маршана, которому он предложил новый бренд седан «15 Légère», топовой модели в то время. Затем Сезар Маршан провел множество конференций, организованных Citroën или Yacco, в ходе которых были показаны короткометражные фильмы, сравнивающие попытки установления рекорда. Автомобиль-рекордсмен погрузили на специальный грузовик и начали огромный рекламный тур по Франции. Плакаты, знаки и листовки всех видов рассказывали о его производительности. Citroën построила тысячи миниатюрных игрушек, несущих его изображение. Она оказалась огромным успехом ...

Предсказуемо эта известность обрушилась на «Yacco», которая привла огромный престиж от нее. Тем не менее, рекорды скорости оказали нагрузку на фонды маленькой компании смазочных материалов. Андре Ситроен, погрязший в долгах, изо всех сил, чтобы покрыть расходы он согласился заплатить. Несмотря на данное им обещание, Андре Ситроен возобновил сотрудничество с «Mobiloil», несмотря на успех «Розали» в СМИ.

Задолженность компании становится все более обременительной. Жемчужина французской автомобильной промышленности была близка к банкротству. «Citroën» была должна более чем 160 000 франков «Yacco», которая приостановила все свои поставки в начале 1934 года. Завод «Quai de Javel», в конце концов, перешел под контроль братьев Мишлен, которые отстраняют Андре Ситроена от правления. «Mobiloil» остался основным поставщиком завода, к великому огорчению «Yacco», которая потеряла одно из своих наиболее перспективных партнерских отношений.